среда, 20 февраля 2008 г.

Роскошные мелочи


Бизнес - аксессуары - специфический компонент модного мира. Эти предметы долго «страдали» от двойственности слова, их обозначающего: индустрия делала ощутимый акцент на части «бизнес-». Принадлежность вещи к этой категории автоматически означала лишенную излишеств конструкцию, предсказуемый цвет (черный - для кожи и пластика, стальной - для металлов), минимум декора и явно мужскую адресацию. К тому же понятие «модность» этой категории аксессуаров когда-то была чуждо.

Миллионы однотипных черных органайзеров, черных портфелей, черных ручек составляли предметный мир 1990-х, сталь, серебро и золото лишь придавали этому «миру Малевича» контрастную завершенность.

Здесь явно не доставало женского начала. Точнее - гендерных нюансов просто не было: в виде адресата подразумевался абстрактный businessman, а представительницы вида businesswoman волей-неволей оказывались в роли «амазонок» - обладательниц вещей, безоговорочно мужских по духу и виду. Надо полагать, восторгов от этого они не испытывали, но выбирать, что называется, не приходилось.

Не ясно, что чему стало первопричиной - развитие рынка деловых аксессуаров вызвало «эмансипацию» их дизайна или рынок среагировал на желание деловых женщин иметь «свое, собственное». Но факт есть факт: бизнес-дизайн теперь отчетливо делится на мужской и женский.

Сложнее всего, наверное, было установить гендерный паритет в секторе кожгалантереи. Как должен выглядеть женский вариант портфеля? должен ли он быть антиподом классической дамской сумки или ее родственником? Какова вообще допустимая доля женственности в деловой галантерее? Ответы на эти вопросы разнообразны и материализованы на прилавках магазинах. Простейшим и, пожалуй, самым распространенным инструментом феминизации служит цвет: портфель и органайзер приобретают жизнерадостный колер (розовый, лиловый, лимонный, растительно-зеленый и т. д.). При этом они не меняют саму конструкцию относительно мужского прототипа, разве что чуть уменьшаются в размерах. При всей популярности у этой концепции поровну противников и поклонников как в дизайнерском, так и в потребительском кругу. Противники сетуют на механистичность подхода, на сходство с кукольным набором «Барби-бизнесвумен» и даже на оскорбительно уменьшенный размер женского варианта, словно намекающий на заведомую «игрушечность» и несерьезность женской бизнес-миссии. Интересно, что поклонников и противников этой эстетики больше всего в Америке - на родине слова бдительного феминизма. Европа же на розовые кейсы и васильковые органайзеры смотрит по большей части со спокойным равнодушием: по эту сторону океана в большем почете язык форм и деталей. И более традиционный, предсказуемый бизнес-цвет, например, всегда актуальный черный.

Сумка французской фирмы Lamarthe - воплощение именно такого подхода. Конструктивно она полноценный портфель с отделением для ноутбука, с поролоновой прокладкой, оберегающей покой лэбтопа, и вместительными карманами (один большой снаружи). Но по прорисовке своей этот предмет - безусловно, именно сумка, а не портфель. Принадлежность предмета к женскому гардеробу не нуждается в подтверждении ярлыками: скругленный верх, парные дугообразные ручки делают силуэт узнаваемо женственным. Обладательница сумки не будет выглядеть ни синим чулком, ни главной героиней комедии «Блондинка в законе».

Развитие женской линии в индустрии бизнес - аксессуаров способствовало и общему «смягчению нравов»: мужские вещи тоже стали выглядеть более разнообразно. Перемены коснулись даже святая святых - делового портфеля. Этот атрибут власти своей мужской сущности не утратил, но стал проявлять ее, скажем так, более изобретательно. Господство темно-коричневого и «рояльного» черного сменилось общей для всей моды ритмической формулой «цвет сезона, тон сезона, текстура сезона».

Так, если в обувной моде актуален медовый цвет, в сфере деловой кожгалантереи обязательно найдется предмет соответствующего тона.

И выглядеть этот предмет будет так, что сразу понятно - вещь актуальная. Таков, к примеру, мужской портфель Santoni - предмет классической компоновки, но с модернистскими нюансами. Скругленные вертикальные ребра, яркая белая прошивка. С телячьей кожей медового тона белый пунктир нитей сочетается очень орнаментально. Портфель оригинален ровно настолько, чтобы не казаться скучным, и традиционен ровно настолько, чтобы не выглядеть легкомысленным. Дугообразные ребра не только необычны, но и прочны. Жесткая конструкция секций позволяет быть спокойным и за деловые бумаги, и за ноутбук. При этом отсеки распланированы достаточно привольно - они не обязывают к определенной форме сотового телефона, к конкретному формату органайзера. Портфель достаточно «гостеприимен» к любому содержимому.

К слову, о содержимом. Ручка предмет, сильно уступающий в размерах портфелю и не столь очевидный, как, например, запонки. Но в роли стилевого знака ручка, пожалуй, не уступит вещам «внешним». Являться на свет «редко, но метко» - вот миссия стильной, правильно подобранной ручки. Ручка с пером - обязательный инструмент подписания договоров и соглашений. Капиллярная, а тем более шариковая ручка к этому ответственному делу, как правило, не допускается. Впрочем, капиллярные ручки, хоть и слывут повседневными, дизайнеров вдохновляют ничуть не меньше. Так, капиллярная ручка Montblanc облачена в черный клетчатый корпус и объединена в ансамбль с запонками и брелоком. Ручка и выглядит небанально и в пользовании удобна фактурная поверхность не скользит, сдержанный дизайн не отвлекает. В общем, идеальная вещица на каждый день.

Степень утилитарности статусной ручки обратно пропорциональна объему декора. Ручки с большим количеством золота, с эмалями ярких, контрастных цветов, с китайскими лаками - настоящее пиршество для взора. Их приятно получать в подарок.

Но если человек далек от модной индустрии или шоу-бизнеса, такой дар ему скорее всего не пригодится по прямому назначению. Банкиру или главе крупного холдинга по стилю ближе более лаконичные вещи. Впрочем, рациональный дизайн тоже может быть роскошным. Подтверждение - ручка Dunhill из коллекции Side Саге. Корпус ручки сделан из металлов платиновой группы. Перо, естественно, золотое. Декор - геометрическая гравировка, дающая на свету богатую игру оттенков. Ручка одновременно и презентационная, и вполне практичная. У нее нет греха излишней вычурности, свойственного многим «подарочным» вещицам. Она достаточно утилитарна - сдержанное благородство и никаких намеков на пол и возраст владельца. Абсолютная нейтральность.

Лидеры индустрии аксессуаров с удовольствием исповедуют коллекционный принцип. Коллекции могут включать практически все - от ручки до булавки для галстука - и насчитывать до десяти позиций. Впрочем, такой ансамбль эффектно (и заманчиво) смотрится в витрине, но переносить в свой быт весь комплект целиком стилисты категорически не советуют. Аксессуары, целиком выдержанные в марочном единстве, дадут ту самую избыточную стильность, тот total look, который в хорошем обществе воспринимается настороженно. Серийные вещи очень узнаваемы, и максимум их единовременного присутствия - одна-две, не больше. Пускать в дело всю коллекцию разом ее счастливым владельцам нельзя - в лучшем случае будет похоже на советский «Набор первоклассника» из «Детского мира», в худшем - жертва принципа total look будет походить на манекен мономарочного магазина, снаряженный «от и до». И уж совсем убийственный результат - показаться парвеню, предстать помешанным на брэндах провинциалом, желающим пустить в глаза окружающим как можно больше звездной пыли.

Во избежание подобных казусов стилисты советуют смело смешивать марки, цвета и фактуры. Сегодня действует принцип «ничто не слишком», приветствуются самые смелые сочетания. Те, кто к подобной эклектике по какой-то причине не склонен, могут ограничиться одним ярким аксессуаром, оживляющим скучноватый бизнес-ряд. Например, красным кожаным брелоком для ключей от Porsche. Такая вещь неплохо сочетается и с классическим черным кожаным портфелем, и с эффектными цветными сумками. Ну, а ненавязчивый логотип намекнет на автопристрастия владельца брелока или, наоборот, на его ироническое отношение к громким именам.

Кстати, статусные фирмы к своему марочному ego относятся легче, чем можно подумать. Они иронизируют и над пресловутым коллекционным принципом, и над почтенной историей брэнда. Потому во вполне строгом англоманском наборе можно обнаружить запонки в виде бульдожьих морд - насмешливый экскурс к образам «воротил» из романов Драйзера и карикатурных «буржуинов».

В общем, самоирония в аксессуарном дизайне приветствуется. Главное не ошибиться с аудиторией. Иронический дизайн предназначен для ситуаций достаточно неформальных, когда «держание марки» становится не столько борьбой за статус, сколько необременительной игрой в своем кругу. Ведь от собственной стильности должен получать удовольствие в первую очередь сам обладатель роскошных мелочей ...

Default FixSim_112007